sergey_borod (sergey_borod) wrote,
sergey_borod
sergey_borod

Categories:

Материалы по семинару "Хайдеггер и греческое начало"

Сейчас планируем возобновлять семинар по Хайдеггеру. Тут можно скачать аудиозаписи старых семинаров, которые мы проводили в конце 2011 года.
http://files.mail.ru/OFGSY3

Вот общая концепция семинара, хотя сейчас предполагается ее расширить.

Осмысление греческого начала всегда является чем-то большим, чем просто достоянием истории философии. В таком осмыслении имплицитно присутствует саморефлексия мыслителя по поводу его места в историческом моменте и направленности философского движения в целом. То, что для Нового времени греческое начало кажется чем-то «само собой разумеющимся» и в целом интерпретируется через призму сциентизма, достаточно показательно. Проблема греческого уже с раннего периода творчества является ключевой темой в мышлении Мартина Хайдеггера. Как один из крупнейших мыслителей XX века и как человек, претендующий на зарождение нового импульса в философской традиции, Хайдеггер дает беспрецедентное и абсолютно оригинальное прочтение греков. Без проблемы презентности греч. ουσία, временности φύσις, онтологичности αλήθεια, самоказания φαινόμενον невозможно представить ни «Бытие и время», ни общий контекст среднего и позднего творчества Хайдеггера; но гораздо большее значение имеет другое: Хайдеггер еще способен удивляться греческому началу философии, находить в нем те потенции, которые остались нераскрытыми на протяжении всей истории метафизики и которые «требуют осмысления» не в плане необходимости активного развертывания новых горизонтов философии (такая попытка прочтения была бы только упрочением субъектности новоевропейского субъекта), а в плане бытийно-исторического требования, исходящего из самих досократических потенций. В каком-то смысле греческое начало остается делом будущего (ср. доклад «Конец философии и задача мысли»). Проблема греческого начала и его осмысления крупным мыслителем XX века, Хайдеггером, которая кажется локальной, на самом деле, находится на стыке целого ряда проблем, касающихся современного мышления и лично каждого, причастного делу философии: что представляет собой тот беспонятийный и нетерминологичный философский хаос, из которого на заре мышления прорастает философская терминология? Чем и в чем живет мышление досократиков? Как должно пониматься греческое начало и в чем заключается поворот первичных интенций, произведенный Парменидом и Платоном? Что может значить греческое начало для нашей эпохи и для развития нового начала философии? Что значит греческое начало для Хайдеггера и какова роль греков в формировании проблематики «Бытия и времени»? Насколько аутентично прочтение греков Хайдеггером? Возможно ли вообще аутентичное прочтение и существует ли метафизическая обусловленность историко-филологического метода? Насколько мы сами обусловлены в своем прочтении греков? и т.д.

Эти и многие другие вопросы будут рассматриваться на семинаре. Методологическая специфика семинара заключается в тенденции к развертыванию всей проблематики на основе своеобразия греческого языка; признается несводимость греческой терминологии к латинской и новоевропейской (вскрывается сущность этих терминологий и их фундированность в определенном историческом мировидении); особое внимание уделяется полисемии понятий, являющейся средоточием греческой ментальности; также анализируется этимология и более общая индоевропейская перспектива, показывающая пути развития первичного корня и первичного значения в разных языках, а также оригинальность греческого пути. Занятия проводятся на основе работы с греческими источниками и инскрипциями. Все это, однако, является чем-то бо́льшим, нежели вкладом в историю философии или в чисто хайдеггероведческую проблему «Хайдеггер и греки». За всем этим стоит попытка поставить под вопрос нас самих, нашу онтологию и нашу возможность спрашивания. В бытийно-историческом само-преодолении по направлению к новому (и, тем не менее, старому) вопрошанию заключается основная цель диалога с греками. В качестве ориентации берется меткий призыв Хайдеггера:

«Задача перед нашей сегодняшней мыслью – еще более по-гречески осмыслить греческую мысль»

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment