sergey_borod (sergey_borod) wrote,
sergey_borod
sergey_borod

Category:

Бытие-греком

 Пространно эта тема рассматривается во "Введении в метафизику" у Хайдеггера. Но я нашел также краткий вариант; можно даже сказать, более красочный (см. "Основные понятия метафизики", гл. 3). 

1)  О ФЮСИС
"Фюсис означает растущее, рост и выросшее в ходе этого роста. Но рост, возрастание мы берем здесь в том совершенно элементарном и широком смысле, который вскрывается в первичном опыте человека: рост не только растений и животных, не просто изолированный процесс их возникновения и гибели, но рост как само это событие, пронизывающее круговорот времен года и свершающееся среди него, среди смены дня и ночи, перемещения звезд, грозы и бури и буйства стихий. Все это вместе есть рост... Ради большей ясности и близости исконному смыслу мы переводим теперь "фюсис" не столько как рост, сколько как "самообразующееся владычество сущего в целом"...  События, испытываемые человеком на самом себе - зачатие, рождение, детство, зрелость, старость, смерть - вовсе не события в современном узком смысле специфически биологических естестенных процессов, они принадлежат всеобщему владычеству сущего, охватывающему человеческую судьбу и ее историю"

2) О ЛОГОСЕ
"Сказанное значит явленное в речи... Закон сущего, явленный в речи, - логос... Следует обратить внимание на то, что самому владычествующему сущему, поскольку в нем экзистирует человек, свойственно быть некоторым образом изъявленным. Согласно первичному, изначальному пониманию этого соотношения, изъявленное всегда уже с необходимостью присутствует в средоточии "фюсис", иначе оно и не могло бы сказаться, явиться из нее... Спрашивается, что дает это "легейн", это изъявление речи? ... Основное назначение "легейн" определяется тем, что в нем владычествующее извлекается из утаенности... основное понятие и значение "легейн" - "извлечение из утаенности", открытие."

3) ОБ АЛЕТЕЙЕ
"[Гераклит говорит во фрагменте 112]: "Высший дар, которым обладает человек, - обдумывание [целого], и мудрость [разумность] состоит в том, чтобы сказывать неутаенное как неутаенное и, вслушиваясь в силу вещей, действовать в согласии с нею". Теперь вы ясно видите внутреннюю связь двух противоположных понятий - "крюптейн", утаивание и "алетейа", неутаенное, сказываемое "логосом"... Греки понимают истину как добычу, которая должна быть вырвана у утаенности в противоборстве с самой "фюсис", стремящейся утаиться. Истина - это глубочайшее противоборство человеческого существа с самим сущим в целом, она не имеет ничего общего с доказательством тех или иных положений за письменным столом"

4) ОБО ВСЕМ ВКРАТЦЕ
"Высший дар, которым обладает человек - возможность сказать неутаенное и вместе с тем действовать kata fusin, т.е. включаться и встраиваться во владычество сущего в целом и в судьбу мира вообще. Тот, кто действует и говорит "ката фюсин", вслушивается в ход вещей".

Несмотря на то, что данные выдержки все крайне интересны, я бы обратил сейчас внимание лишь на одну вещь, которая тесным образом связана с предыдущим сообщением в журнале ("О древнеиндийском понимании времени"). Принципиальным остается вопрос: "что есть фюсис?". Точнее, даже не так, скорее "как есть фюсис?", "каким образом оно является?" и т.д. Об этимологии этого слова, и о его связи с обозначениями "бытия", уже писалось неоднократно - в том числе мной (русск. "быть" и греч. "фюсис" - слова одного корня, и.е. bheu/bhavaH, означающего "рост", "плодо-носность"). Я позволю себе сейчас обратить внимание на одну интересную параллель. Хайдеггер связывает "фюсис" с временами года, со сменой дня и ночи, - короче говоря, с темпоральностью. Обратим также внимание на 4ю цитату, где о фюсис говорится как о "ходе вещей". Мне кажется, фюсис как "владычествующее сущее" (скорее, "царствующее" в смысле как то, что "царит в вещах") в греческой архаике - это то же самое, что и время ("хронос"). Просто в прямом смысле ФЮСИС=ВРЕМЯ, но, конечно, не время в современном понимании, как "гомогенная временная стрела". В каком же тогда понимании? И тут я предлагаю посмотреть на внутреннюю форму слова "время" (заимствовано из ст.слав.): оно восходит к тому же корню, что и праславянское verteti "вертеть", и многие другие слова, относящиеся к семантике вращения (и.е. *uer-). Интересно, что ст.слав. "время" полностью идентично по форме слова др.инд. vart-man-, т.е. "путь", "тропа". Суффикс *-men- (слав. -мя-) - показатель субстантивации. Таким образом, в буквальном смысле слова "время" - это "верчение" сущего... Вот так вот :)

ps. более подробные разъяснения в заключительной части моей статьи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments