sergey_borod (sergey_borod) wrote,
sergey_borod
sergey_borod

Categories:

Деррида об атеизме и вере

"Вопрос к Деррида: Вы заявляете, что вполне сойдете за атеиста, вместо того, чтобы просто сказать, что Вы атеист. Почему Вы говорите, «вполне похож»? Это потому, что у Вас есть сомнения в различиях между атеизмом и верой в Бога? Или сомнения в том, атеист ли Вы? Возможно ли интерпретировать Вас: «Внешне я вполне похож на атеиста, но внешность обманчива, поэтому не торопитесь с выводами. Возможно, я не атеист»? 

Деррида: Я не являюсь тем, кто говорит только о себе. С другой стороны, я считаю, что мы можем иметь сомнения в различии между атеизмом и верой в Бога, если вера в Бога – это не культура атеизма, если она не проходит через определенные атеистические ступени. Существует критика не только разнообразной идеализации образов и молитв, но и критика онтотеологии, присвоения Бога в метафизике, и эта онтотеология, как сказал Хайдеггер, не знает ни молитвы, ни пожертвования. Невозможно верить в Бога, не проникнув как можно дальше в атеизме. Настоящие верующие знают, что рискуют стать радикальными атеистами. Даже оставив нас, он есть где-то, и это значит, что атеист – это тот, кто не осознает Бога как существующее Бытие, абсолютное Бытие. Поэтому двигаясь в том, что называется негативной теологией, апофатической философской критикой, деконструкцией и т.д. необходимо заходить как можно дальше в атеизме. Без этого вера в Бога наивна и привнесена извне. Для того, чтобы стать подлинной, внутренней, вера в Бога должна подвергнуться абсолютному сомнению. Я знаю, что великие мистики проходит через это: смерть Бога или исчезновение Бога, Бог как несуществующий. Я молюсь кому-то, кто не существует в строго метафизическом значении существования, т.е. не присутствует как эссенция, субстанция, как ouisa, следуя Платоновской и даже Хайдеггеровской терминологии. Бытие по ту сторону бытия… Бог в этом смысле – Бытие по ту сторону бытия. И если я верю в то, что за пределами существования, моя вера во многом атеистична. Вера подразумевает некий атеизм, хотя это звучит парадоксально. Но я уверен, что настоящие верующие понимают меня больше, чем кто бы то ни был, и они испытывают атеизм в своей вере постоянно. В этом «эпоке», смещении позиции Бога, в этом неверии в Бога, именно в этот момент «эпоке» появляется вера, это единственно возможный момент истинной веры. Поэтому, когда я говорю, что я похожу на атеиста, я понимаю, что ввиду всего того, что я сделал (деконструкция и т.д.), я демонстрирую много признаков неверия в Бога, атеизм. Несмотря на то, что я согласен с тем, что меня можно назвать атеистом, я не могу сказать, что я атеист, что это моя философская позиция. Я не идентифицирую себя с атеистом, мне это кажется нелепым. Я не могу сказать, что я атеист, но я и не могу сказать, что я верующий. Я считаю, что подобное заявление смешно: «Я знаю, что я верующий». Разве это можно знать? Разве можно уверенно заявлять, что я верующий или атеист? Я просто по-другому строю подобные предложения, вот и всё."

Очень точно!
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments

Recent Posts from This Journal