sergey_borod (sergey_borod) wrote,
sergey_borod
sergey_borod

Categories:

Heidegger M. Das Heilige und das Seyn

Привожу свой перевод небольшой главы из работы Хайдеггера "О начале" (источник - Gesamtausgabe. Band 70. Uber den Anfang):

138. Священное и бытiе.

            Оба называют одно и то же (das Selbe) и все же не одно и то же.

            Единые в том, что они выявляют (kundtun), что царит (сдерживает) и осуществляется «впереди» богов и людей; перед ними и над ними, но не «причина» их бытия и не их «основание» (Grund) в смысле производящего условия (Bedingens). Поэтому ему должно быть отказано в определении «Абсолюта». Возможно, ему никакое о-свобождающее (uber-hebende) наименование не соответствует («Высшее» и «Первое»). Все-таки мы называем его «Началом»; но начало раз-решения (Ent-scheidung) таково, что само по себе оно удерживается как просветленное Между (Inzwischen) раз-решения, как вы-нос каждого от-чуждения-посылания (Ubereignung) богов в божественное, людей в человеческое, земли и мира к их осуществлению (Wesung) в состояние неопределенности (Schwebe).

            Священное и бытiе – испытанные опытом и пред-мыслимые – суть имена другого начала. Их нельзя отнести ни к истории метафизики, ни к первому началу (φύσις), но они идут впереди всей философии. Священное и бытие называют собственнейшую историю (die eigenste Geschichte) другого начала.

            Слово Гельдерлина коренится в том, что он обнаруживает в завершении начала (то, что есть в «Как в праздник…», а также называется несколько раз «Природой» и «Священным», потом же вообще лишь косвенно упоминается), и происходит из того, что предчувствуется в истории бытия как событие-при-своение (Er-eignis) и что может стать высказанным и помысленным как Между (Inzwischen); из этого времени-пространства (Zeit-Raum) все сущее и устроение бытия выходят на решение (Austrag). Но Гельдерлин совсем не мыслит это Между в раскрывающем понятии. Предчувствием священного опытно постигается уединенность (Verlassenheit) «земли» от «мира», как и даль богов, и безумие человека. Но эта уединенность не узнается как отделенность сущего от бытiя, бытiе не мыслится как отпускающее и отпущение не мыслится как отказ (Verweigerung). Поэтому хотя гимновая поэзия Гельдерлина угадывает опасность, [...], все же требуется, чтобы его поэтическая речь была объяснена и потому впоследствии ей выделяется определенная область с помощью поэзии Рильке; слово Гельдерлина никогда не может быть найдено (aufsuchen), потому что слово владеет им как взошедшее из основания (Grund). Но так как чувствуют необыкновенное и предугадывают несказанную глубину, то сразу же полагают, что нашли поддержку в метафизике (Шеллинг-Гегель). Это оказывается поспешным, поскольку на самом деле поэзия Гельдерлина предназначается (zuruckzudenken) для истории бытiя.

Из послесловия издателя по поводу концепции "начальности" (Anfangnis) у Хайдеггера.

"
Исследование «О начале» относится к объектной области «Вкладов в философию» и должно мыслиться наряду с рукописями «Осмысление» (1938-1939), «Преодоление метафизики» (1938-1939), «История бытiя» (1938-1940), «Событие» (1941-1942) и «Пути бытия» (1944) как попытка к новому раскрытию бытийно-исторического мышления, устройство которого впервые очерчено во «Вкладах». В то время как «Вклады» развивают мышление перехода от первого к другому началу в едином сплочении шести тем «Отклик», «Даяние», «Прыжок», «Основание», «Будущие», «Последний бог», в «О начале» продумывается подходящее устройство события в ведущем понятии «начальности». Начальность (Anfangnis) является словом Хайдеггера для никогда не воспроизводимого образа зачинания начала (des Anfangens eines Anfangs), для исторического «осуществления» (Wesung) начала в его единственности (Einzigkeit). Первоначальность начала не есть нечто, что могло бы быть найдено и осмыслено вне самого начала. Начальность не есть «Правило» или «Закон», который бы правил «над» началом или вне начала. Начальность есть событие-при-своение (Er-eignis) как подобающее разверзание (Zerkluftung) единственности зачина, как саморазличающийся и расходящийся исторический просвет (Lichtung), как первоначальное осуществление (Wesung) истины и в то же время как «Сокрытие в расставании» (Verbergung in den Abschied). Для открытия подобающей области осмысления внутри начала существует мышление начальности «Предшествующего» (Ahnen), которое в мышлении-припоминании (Erinnerung) от «первого начала» до «нового начала» продумывает  первоначальность, а также устанавливает ее осуществление (Wesung) из собственной открытости события-при-своения (Er-egnis)"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment